ҚМДБ-ның Қызылорда облысы бойынша өкілдігі, «Ақмешіт-Сырдария» орталық мешітінің ресми сайты
ҚМДБ-ның Қызылорда облысы бойынша өкілдігі, «Ақмешіт-Сырдария» орталық мешітінің ресми сайты
07/26/2025 299

Совместима ли деобандская школа с Исламом на Казахской земле

Совместима ли деобандская школа с Исламом на Казахской земле

Деобанды кто они?

Деобандизм — это одно из крупнейших направлений суннитского Ислама, возникшее в Индии в XIX веке. Оно получило название от города Деобанд (штат Уттар-Прадеш, Индия), где в 1866 году была основана исламская семинария Даруль-Улюм Деобанд.

Основатели движения — Мухаммад Касим Нанотви (1833–1879) и Рашид Ахмад Гангохи (1829–1905) — стремились реформировать Ислам в ответ на британский колониализм и распространение крайне суфийских итрадиционных практик, которые, по их мнению, не соответствовали Исламу.

Деобандизм основывается на Ханафитском мазхабе в фикхе и матуридитской акыдеТо есть, в принципе, они следуют тому же, чему следует «ахлю сунна уаль-джамаа». Но все же они отличаются своими методами и подходами к различным жизненным аспектам. О них и пойдет речь, с дозволения Всевышнего Аллаха.

Несмотря на то, что большинство мусульман придерживаются Ханафитского мазхаба, в зависимости от нескольких факторов они различаются в своих взглядах в ряде вопросов. То есть под «они» мы подразумеваем разные школы. В рамках Ханафитского мазхаба существуют несколько крупных школ:

1. Брельвийская школа (Индия)

Также ханафиты и матуридиты, но в отличие от деобандов, более тесно связаны с традиционным суфизмом.

2. Османская школа (Турция, Балканы)

Ханафиты-матуридиты, но с влиянием османской правовой системы.Активно взаимодействовали с государственной властью, создавая исламские суды и учебные заведения.

3. Среднеазиатская школа (Бухара, Самарканд, Казань)

Традиционный ханафизм с глубоким влиянием матуридизма и суфизма (ясавийский и накшбандийский тарикаты). Мягче относятся к местным традициям и адаптируют Ислам к культурным особенностям народов.

4. Джалалабадская и кабульская школы (Афганистан)

Ханафизм с сильным влиянием племенных традиций пуштунов.Политизированный Ислам, особенно в связи с движением «Талибан», который формировался под влиянием деобандов.

5. Современные салафизированные ханафиты

В некоторых регионах встречаются ханафиты, которые перенимают идеи салафизма, отвергая суфизм и мазхабную традицию. Но их полноценно ханафитами не назвать, так как отрицание основных концепций мазхабапротиворечит ханафитскому мазхабу. Их можно назвать по праву псевдоханафиты.

Какая же школа «верная»?

Если рассматривать вопрос с точки зрения «Ахлю Сунна уаль-Джамаа», то все перечисленные школы являются частью суннитского ислама, поскольку они придерживаются:

1. Ханафитского фикха – который основывается на Коране, Сунне, иджме и кыясе.

2. Матуридитской акыды – которая является частью традиционного суннитского богословия. Однако внутри этих школ могут быть разные подходы:

Османская и среднеазиатская школы – более адаптивны к культуре и обществу.

Деобандская школа – более строго придерживается буквального следования мазхабу и отвергает многие традиции.

Все эти школы в пределах «Ахлю Сунна», поэтому нельзя сказать, что одна из них полностью «неверная». Но важно учитывать какой метод, в каком месте и когда он применим.

Деобандская школа стала актуальной для колониального общества того времени. Народ нуждался в отстаивании своих религиозных прав более жесткими мерами в виду давления Британии. Поэтому их методы были применимы и сочетались с настроем и ментальностью этого народа.

Если говорить про Ислам на Казахской земле, то более естественной и исторически сложившейся является среднеазиатская школа (ханафизм+матуридизм с умеренным суфизмом). Она же была принята таким ученым как Бурхануддин аль-Маргинани, величайший труд которого стал исламским наследием («Аль-Хидая»). Он же систематизировал ханафитскиймазхаб, с учетом реалий Средней Азии. Его трудами пользовались казахские судьи (казы), адаптируя шариат к условиям степной жизни. Ханафитскиймазхаб стал основным в Средней Азии именно потому, что он был гибким и учитывал местные традиции.

Зачем сочетать ислам и местные традиции?

1 – Для сохранения культурной идентичности

Каждый народ имеет свои особенности, язык, обычаи, стиль жизни. Если ислам насаждается без учета традиций, это может привести к отторжению. В Священном Коране говорится: «О люди! Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга…». (Коран 49:13). Этот аят подчёркивает ценность этнического и культурного разнообразия как элемента божественного замысла.

В истории исламских стран видно, что там, где ислам сочетался с местной культурой, он сохранялся устойчивее. Например, в Османскойимперии Ислам и тюркские традиции слились воедино. В Индии Ислам учелкультуру региона, что помогло его распространению. В Центральной АзииИслам принял некоторые тюркские традиции, что сделало его частью национальной идентичности.

2 – Чтобы избежать радикализма

Когда Ислам насаждается в отрыве от традиций, это приводит к радикализмуНекоторые современные течения (псевдосалафизмто есть ваххабизм) отвергают местные обычаи, считая их «бид’а» (нововведением), что приводит к конфликтам внутри общества.

В Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане Ислам традиционно сочетался с местными ценностями: уважение к старшим, гостеприимство, коллективизм. Если отвергнуть традиции, можно потерять связь поколений и разрушить общество. Естественно, речь идет о тех традициях и обычаях, которые не противоречат религии Всевышнего Аллаха.

3 – Ислам легче принимается, если он не противоречит культуре народа

Когда ислам не ломает традиции, а очищает их, его принимают охотнее. Это видно в истории распространения ислама в Казахстане: Он вошел вкультуру тюрковдополнив их традиционные ценностиИслам поддержалуважение к старшим, честность, храбрость, которые были важны для кочевников. Если бы ислам отвергал всё местное, его было бы сложнее принять.

4 – Ислам становится практичным, а не чуждым

Если религиозные нормы полностью оторваны от культуры, людям сложно их соблюдать. Пример: В арабских странах традиционно носятдлинные одежды (джуббугалабию). В Центральной Азии мужчины носятчапана женщины  платки. Если навязывать чуждую арабскую одежду, это создаст дискомфорт, хотя скромность в одежде можно соблюдать по-разному.Если ислам учитывает язык, культуру, привычки народа, он становится живой частью общества, а не чем-то навязанным извне.

Какие традиции можно оставить, а какие убрать?

Традиция – это устоявшийся унифицированный набор обычаев, который со временем эволюционировал.  Он включает: обычаи, обряды, ритуалы, суеверия и табу.

Обычай – Форма деятельности и общественных отношений в определенной сфере (производственной, семейно-бытовой, общественно-преобразующей, духовно-преобразующей). Однако обычай обновляется и изменяется в зависимости от определенных социальных явлений и может устареть при изменении формации. Если он будет внедрен и впитан в культуру, он станет традицией.

Любой обычай зарождается из двух источников или можно сказать по причине двух составляющих:

1 – Жизнедеятельность.

Носят определенный политический и социальный контекст. То есть все это связано с бытом, окружающей средой. А она в свою очередь имела разные ответвления типа: традиции и обычаи, связанные с преподнесением подарков: сүйіншібайғазы; традиции и обычаи, связанные с взаимопомощью: асаржылубелкөтерер; традиции и обычаи, связанные с приемом гостей: қонақасықонақкәдеерулік.

Данные обычаи никак не связаны с верованием и религией, они носят социальный контекст, практика и опыт прежних поколений. Если какие-либо обычаи и традиции народа соответствуют учению и духу Ислама (как, например, гостеприимство, скромность, уважение к старшим, почитание родителей и т.д.), то мусульманину следует поощрять и хвалить их за это. То есть для него следовать этому является обязательным (уаджиб)чтобы не быть чуждым для своих земляков и заработать их любовь и уважение.

2 – Верования и религии.

Вторым источником или составляющим обычая – это вера. Человек априори живет с верой в сердце. Это то, что вложил Всевышний Творец в каждого человека. Поэтому, естественно, что вера присутствует во всех сферах жизнедеятельности любого народа. В виду того, что наш народ претерпевал множество трудностей, видел неимоверное количество разных народностей, конфессии на своей территории, то не ушли они не оставив своего следа. Это и фетишизм, и анимизм, и зороастризм, шаманизм, тенгрианство, христианство и наконец ислам. От них зародились такие обычаи и традиции: фетишизм, анимизм: священность животных и цифр, амулеты и обереги; шаманизмвера в богоизбранность «Баксы»; зороастризмкульт огня, культ солнца; тенгрианствокульт тенгрикульт неба, культпредков; Ислам: сүндетке отырғызуазан шақыру.

Данные же обычаи должны быть отфильтрованы. И именно Ислам есть тот самый фильтр, который указывает на дозволенность или запретность тех или иных обычаев или традиций.

Чтобы понять значимость и важность традиций и обычаев в Исламе, достаточно отметить то, что одним из пяти главных правил в исламской юриспруденции является правило «аль-‘аадату мухаккама» – это известный принцип Исламского права (фикха), который переводится как «Обычай является решающим» или «Обычай имеет силу закона». В шариате обычаи и традиции общества учитываются при вынесении решений в тех вопросах, где нет четкого указания в Коране и Сунне. Если определенный обычай:

1 – Не противоречит Исламу

2 – Укоренился в обществе,

3 – Является разумным и полезным, то он может быть признан и использоваться в правовых вопросах.

Ислам неразрывно связан с культурным контекстом общества.Учитывать традиции и менталитет народа — это требование самой религии. И тут мы понимаем, что деобандизм лишь частично совместим с КазахскимИсламом в теологическом плане (ханафизм и матуридизм), но плохо совместим в культурном, политическом и общественном аспектах. И хоть данная школа находится в рамках «ахлю сунна», все же его применение на территории Средней Азии не то, чтобы не актуален, но даже может нанести вред развитию Ислама.

Среднеазиатская ханафитско-матуридитская школа с элементами умеренного суфизма исторически является приемлемой и естественной для казахов. Попытка насильственного привнесения других течений приводит к напряженности и разобщенности в обществе.

Ислам в Казахстане, Средней Азии и других тюркских странах должен сочетать традиции и религию, чтобы оставаться живым, а не чуждым элементом культуры. Главное — следить, чтобы традиции не шли вразрез с шариатом.

Ансаган АБДРАХМАН,

Главный имам мечети

«ALDIARULY JANUZAQ»

(Костанайская область)

Мұнара №8